вторник, 1 марта 2016 г.

Уголок религиеведа. Иконы "Соборы святых имен": искусствоведческая и литургическая концепция

Икона "Собор Новомучеников и Исповедников Российских"

   
   Традиционно в поместных православных церквях принято по тем или иным дням праздновать дни памяти соборов святых, отмеченных, как правило, общей догматической идеей (Собор апп. Петра и Павла, Собор Архистратига Михаила, Собор Богоматери и др.) или традицией „местночтимости“ (Собор Русских святых, Собор Новомучеников). Иногда это могут быть изображения святых, объединенных родством, семьей (свв. Вера, Надежда, Любовь и мать их София или Сергий, Кирилл и Мария Радонежские ). Подобные иконописные образы используются в праздничных богослужениях или же выставляются в храмах (обычно освященных в их честь) для почитания. Сегодня в России особенным почитанием со стороны верующих пользуются иконы соборов местных святых. Это, в превую очередь, связано со стремлением религиозного сознания идентифицировать себя и место своего обитания с определенным небесным покровителем или покровителями, что, в свою очередь, восходит к древнейшей традиции почитания предков (святых предков) и совершения в их честь празднований и условных жертв. В православии место жертвы занимает, прежде всего, литургия, а также смежные обряды: возжигание лампады и свечей перед образом, денежные и натуральные пожертвования, совершение молебнов и водосвятия перед почитаемой иконой. Излишне говорить об огромном количестве таких соборов святых в России – ведь не только каждый город имеет возможность литургически почитать своих святых, но и каждый монастырь, и даже храм.
Икона "Собор Афонских Святых"
   Не так давно в иконописной среде распространился еще один обычай, связанный с соборами святых – т.н. соборы святых имен. Это образы, содержащие изображения нескольких святых, объединенных одним именем. Показателен, например, образ „Собор святых Марий“. На нем изображены в рост св. Мария Магдалина, св. Мария Египетская, св. Мария Персидская, св. Мария Константинопольская и св. Мария Радонежская. Очевидно, что святые на этом образе объединяются исключительно по признаку имени. т.к. иных факторов (кроме того, что все они - женщины) не имеется. Эти святые жили в разное время, в абсолютно разных географических регионах и социальных условиях, весьма отличались родом занятий. Другой пример – Собор святых Александров. Здесь изображены свв. Александр Невский, Александр Куштский, Александр Свирский, Александр Константинопольский и Александр Пересвет – подвижники, жившие в очень разные времена, и подвиги которых довольно сильно различались.
   Чем вызвана к жизни такая не совсем обычная (не противоречащая, однако, канону) иконографическая традиция? Как было сказано выше, религиозному сознанию свойственно желание идентифицировать себя (через кровное родство, религиозную традицию, инициацию и пр.) с почитаемыми предками-святыми. В христианской традиции это ярко выражается в имянаречениии - „крещении“ нового члена Церкви в честь определенного святого покровителя. Это может быть связано с местночтимыми святыми (например, наречении имен в Грузии в честь грузинских святых подвижников), с особенно почитаемыми и широко известными святыми (Александр Невский, Дмитрий Солунский, Иоанн Креститель и др.), а также со святцами. В почитании „соборов святых имен“ проявляется стремление связать свое личное имя  не только с именем своего небесного покровителя, но и, потенциально, с покровителями своего покровителя и т.д. Таким образом происходит испрашивание покровительства и „предстояния“ у сонма святых, объединенных некой наследственностью и общим священным именем. Кроме того, здесь видится и немаловажная связь с „вселенскостью“ Церкви, ее протяженностью и непрерывностью во времени и пространстве. Т.е. имя в данном случае играет весьма условную внешнюю объединяющую роль, за которой скрывается желание сакрального приобщения ко всей полноте Церкви как собранию святых через молитвенно-литургическое обращение к иконописному образу.
   Некоторые мастерские сегодня уже обратились к теме соборов имен. Пока это только образы отдельных избранных святых, объединенных в немногочисленные „соборы“ – от трех до шести святых в одной иконе. Важно, в данном случае, соблюдение иконописного канона – строгое следование устоявшейся иконографии святых, использование традиционных художественных материалов (дерево, холщовая паволока, минеральные пигменты, позолота). Эти детали, кажущиеся на несведущий взгляд непринципиальными, на самом имеют определяющее значение при выборе или заказе иконописного образа, т.к. по церковному канону, иконой, в полном смысле этого понятия, может являтся лишь изображение, появившееся в результате молитвенного и творческого труда иконописца, следовавшего заданной иконографии (прорисям, композиции, колориту и традиции в целом). По всей видимости, это направление в иконописании должно будет вскоре раскрыться более полно, после того, как верующие на индивидуальном уровне (а может, и на уровне прихода или епархии) оценят литургическую и личную духовную значимость подобных изображений.   


Икона "Собор Святых Иоаннов"


Икона "Собор Святых Марий"

Комментариев нет:

Отправить комментарий