вторник, 1 марта 2016 г.

Вооружение тюрков, монголов и маньчжуров. Конспект для практического семинара по этнографии кочевых народов Азии.



   Мы поговорим о вооружении тех народов, которые принято сегодня относить к тюрко-монгольскому ареалу. Кроме самих тюрков и монголов, мы вспомним их соседей – тунгусские и угорские народы. В разговоре о кочевых скотоводах и охотниках нельзя не упомянуть и представителей оседлых цивилизаций, в том числе Китай (Хань) и Русь. Археологические и обширные этнографические источники позволяют довольно точно восстановить хронологию и типы оружия, использовавшегося когда-то в Азии.
   Состав и функции вооружения кочевых народов не сильно различались. Да и у воинов оседлых культур наблюдается примерно тот же состав оружия. Традиционная казахская формула „бес кару“ („пять оружий“) дает хорошее представление об оснащении средневекового кочевника: лук, копье, сабля, булава, топор. Как мы видим, здесь представлены основные типы оружия: метательное, колющее, колюще-режущее, ударно-раздробляющее и рубящее. Обыкновенно, так были экипированы практически все конные армии со времен появления этих видов оружия. Однако есть и отличия. Прежде всего, отличия мы наблюдаем в вооружении земледельческих народов. В частности, у китайцев войско состояло, в основном, из пехоты, соответственно самым эффективным оружием было древковое (копья и, чаще всего, алебарды). Пехотное оружие алебардового типа не распространилось среди кочевников. Также не получил у них широкого применения самострел, разные виды которого успешно применяли древние китайцы (до появления огнестрельного оружия), особенно при обороне крепостных стен. Использование самострела подразумевает удаленность и защищенность стрелка от противника, так как стрельба из такого оружия происходит по прямой траектории, зарядка требует времени, а иногда и специальных приспособлений. Даже появление многозарядного самострела чо-ко-ну не привело к распространению механического метательного оружия у кочевых народов, войско которых состояли исключительно из конницы. При этом, кочевники (например, вечные враги китайцев - хунну) обладали неоспоримым преимуществом в лучной стрельбе. Комбинация всадник+лук была решающей в тактике кочевников. Недаром считается, что железные стремена были изобретены в древнетюркской среде именно для использования лука в седле. Такие стремена позволяли привставать с седла, наклоняться в стороны и лучше править лошадью, используя только ноги. Для удобства посадки и большей маневренности при стрельбе кочевниками использовались седла с высокими седельными луками (загородки спереди и сзади седла, между которыми находится всадник). Такие седла использовали монголы, казахи, народы Кавказа.  Известно, что тюрки, а вслед за ними монгольские и другие народы издревле умели изготавливать композитные луки, то есть на деревянную изогнутую основу накладывались фрагменты из других гибких материалов (например, сухожилия и рог). При этом лук получал еще и обратный изгиб (рекурсивность), что существенно увеличивало его мощность. Такие луки имели, в общем, четыре изгиба: вогнутый посередине (в месте хвата), два выпуклых по центрам плеч и снова два вогнутых на концах. Композитный лук мог быть и не рекурсивным – в частности, у чжурчженей (предков маньчжуров). Тунгусские, угорские и другие охотничьи и оленеводческие народы и для войны и для охоты использовали простые луки, обладавшие гораздо меньшей убойной силой, но требовавшие гораздо меньших затрат на изготовление. У этих народов, кстати, был широко распространен охотничий самострел – вид ловушки для животных. Представители алтайских и сибирских народов (телеуты, шорцы, эвенки, тувинцы, цаатаны, юкагиры и другие) кое-где по сей день используют такие устройства для охоты. Самострелы ставились на самого разного зверя – от мелкого пушного до медведя и лося. Такая ловушка срабатывала автоматически, когда зверь задевал растяжку, соединенную со спусковым механизмом.
Лучные кольца, рекурсивные луки и стрелы
Боевые и охотничьи наконечники стрел для лука и самострела. Гарпун.
   Конная стрельба из рекурсивного лука требовала определенных навыков и прививалась в степи в детства. Хунну, сяньби, булгары, авары, монголы, половцы – все были искусными стрелками, и именно этим двум занятиям (конной езде и стрельбе из лука) посвящали большую часть свободного времени. При этом кочевниками (вероятно) был придуман наиболее эффективный способ захвата тетивы – большим пальцем. Для защиты пальца носили специальное лучное кольцо из твердого материала: бронзы, камня или кости. Стрела могла располагаться и слева и справа от лука. Такой хват отличался от европейского („средиземноморского“, античного), при котором тетиву натягивают тремя пальцами, и от „первобытного“, когда тетиву и пятку стрелы зажимают подушкой большого и фалангой указательного пальцев, иногда помогая средним пальцем (у охотников-собирателей Сибири, американских индейцев, современных аборигенов Океании и многих других). Для разных нужд применялись стрелы с разными наконечниками. Длинные игловидные и двузубые – для проникновения сквозь кольчугу, граненые – для пробивания доспеха, плоские срезни и полумесяцы – для охоты и против вражеских лошадей, листовидные – против незащищенного противника,  гарпуны – для застревания в теле, свистульки – для устрашения. Луки тюрко-монгольского типа распространились по всей Евразии и применялись в бою китайцами, корейцами, маньчжурами, половцами, аварами, русскими, венграми, турками, казахами и другими народами. По-монгольски и по-тюркски лук называется почти одинаково - „саадак“ и  „садак“. 
Охотничий самострел

   Образ воина-кочевника, конечно, дополняет обязательная сабля на боку. Однако, привычная по образам в кинематографе и живописи широкая устрашающая сабля монголов или кривая дамасская – у сарацин и турок, вошли в обиход относительно поздно. Первое применение предка сабли – палаша – приписывают опять же конным народам Великой Степи. До этого, вплоть до седьмого века там повсеместно использовалось оружие более простой конструкции – обоюдоострый прямой меч. Такие мечи были не очень широки и имели небольшую гарду, достаточную, чтобы предотвратить соскальзывание руки. Им на смену и пришли палаши – прямое клинковое оружие с заточкой с одной стороны и с чуть изогнутой рукоятью. Палаши были узкими и, вследствие этого, более легкими. Видимо за счет этой легкости их делали длинными. Ими можно было наносить эффективные рубящие удары, находясь в седле. С седьмого по десятый века происходит становление классической степной сабли – длинной, узкой, со слабым изгибом и заточкой с одной стороны. Конечно, изогнутые клинки были известны и в Древнем Египте (серповидный копеш), и в античное время (мечи типа „махайра“). Но никакого сходства со степной саблей они не имели, так как имели вогнутое лезвие и были, как правило, утяжелены к острию. Такое оружие было эффективно в пешем строю для нанесения рубящих ударов. Этим его функции, в целом, исчерпывались. Делать такие мечи длинными было бессмысленно, так как они стали бы слишком тяжелы. Да и наносить удары сзади, преследуя пешего противника,  было бы неудобно. Поэтому оружием конных народов того периода оставались меч сарматского типа (прямой и длинный) или копье. Позже, в шестнадцатом веке, вогнутый клинок снова появится в Азии, уже в виде турецкого ятагана. Необходимо отметить, что однолезвийными мечами со слабым изгибом (тип „дао“) комплектовалась китайская кавалерия и даже пехота периода Хань (с третьего века), хотя хунну продолжали использовать прямые двуострые клинки. Распространение в степи палаша и степной сабли совпадает с распространением в Восточной Азии китайских дао. Это обстоятельство наводит на мысль о возможном заимствовании сабельной конструкции кочевниками. Долгое время, однако, эти два оружия развивались параллельно. Узкая сабля со слабым и средним изгибом получила распространение у авар, булгар и алан, а позже – у половцев, печенегов и венгров (мадьяр). 
Позднемонгольская сабля и тюркские мечи

В монголоязычной среде однолезвийные палаши наряду с прямыми мечами стали применять сяньби, ухуани и кидани (предки монголов). А изогнутую саблю начали широко использовать уже, собственно, древние монголы. Причем ко времени захвата монголами Китая монгольская сабля уже воспроизводит китайские образцы – с широким лезвием и средним изгибом, с шарообразным навершием и плоской гардой. У авар, булгар, китайцев и многих других народов было распространено также кольцевое навершие. Привычные сабли с сильным изгибом и широким перекрестьем появляются в Евразии уже после распада Монгольской империи. Это оружие можно смело отнести к мусульманской цивилизации. Кривые сабли с различной степенью изогнутости, ширины, с елманью или без, состояли на вооружении в русских, персидских, турецких, польских, венгерских, казахских и хорезмийских войсках до девятнадцатого-начала двадцатого веков. Само слово „сабля“ имеет тюркские корни. Разные типы сабель у тюрков назывались также „кылыч“, „селебе“, „семсер“. У монголов – „хэлмэ“, „илд“. У казахов бытовало оружие аналогичное кавказской шашке – сапы – с длинным изогнутым клинком и без гарды. Любопытно, что единственным оружием сабельного типа с прямым, а не обратным изгибом рукояти, является японская катана. 
Сапы, ятаган, селебе
   Другое распространенное оружие ближнего боя – копье. Оно является даже более универсальным оружием, нежели сабля. Для изготовления копья не требуется много железа, следовательно, его могли позволить себе даже небогатые воины. Копье имеет древко – а это значит, что его возможно применять конному против пешего и пешему против конного. Копье – конструктивно простое оружие и применяется только для колющих ударов, а значит, теоретически, овладеть им можно довольно быстро. Если уменьшить копье до размера дротика или сулицы – оно становится метательным оружием. Невозможно с точностью сказать, когда кочевники стали применять его. Скорее всего, это одно из первичных орудий, предшествовавших луку и булаве. Копья применяли все конные народы: скифы, сарматы, хунну, булгары, авары, хазары, монголы, маньчжуры, половцы, ногайцы, казахи. Конечно же, копьями пользовались и сибирские охотники с оленеводами. У тунгусов есть необычное оружие в виде длинного широкого ножа, насаженного на короткое древко – что-то вроде примитивной алебарды (тип – „пальма“). Хотя лук всегда оставался предпочтительней для кочевника, иногда в ход шли копья. И довольно часто копье применялось в качестве метательного оружия. Видов наконечников найдено очень много, но основные – это листовидный для поражения слабозащищенного противника и тонкий граненый для пробивания доспеха. Монголы применяли копье с крюком – для стаскивания противника с седла. По-монгольски копье – „жад“, по-казахски – „найза“.
Копье
Дротики
   Рубящему оружию, как и ударному, отводилась у кочевников второстепенная роль, хотя им успешно пользовались в бою против такой же тяжелой конницы. У простых пастухов-воинов могло не быть сабли или меча, но топор или дубина всегда водились. Знатные воины изготавливали себе топоры и булавы с драгоценными металлами и камнями, иногда цельнолитые. Чжурчжени, хунну, сяньби и монголы носили при себе небольшие бронзовые или медные булавы шаровидной формы в качестве запасного оружия. Когда случалось сражаться пешими (например, из засады или при штурме укреплений), воины Туркестана (казахи, киргизы) использовали двуручные топоры с закругленным лезвием („айбалта“) наподобие маленького бердыша. Чаще всего, кочевники, еще со времен аваро-булгар, использовали небольшие топорики с обухом-молотом (чеканы), которые легко было носить за поясом. 
Айбалта
То же относится и к ударному оружию, одной из разновидностей которого является цеп или кистень. Простейшая конструкция – костяной, бронзовый или железный груз на кожаном шнуре – использовалась у чжурчженей, хазар, была в широком ходу у русских дружинников. Груз, подвешенный на шнуре или цепи, мог развить большую скорость, чем груз на древке. Удар цепа сложнее парировать. Кроме того, цепом можно было поразить противника, вооруженного щитом. У бедных казахских пастухов была в ходу деревянная дубина, сделанная из корневища – шокпар. „Балта“ – собирательное название для топора у тюркских народов. То же самое у монголов – „сух“. В русский язык из тюркского пришло слово „буздыган“ – булава, пернач. По-монгольски булава – „шийдэм“. 
Кистень, шокпар
   Воин-кочевник всегда имел при себе вспомогательные орудия военно-бытового назначения. В их число входили, прежде всего, плеть и нож. Без конской плети на запястье (у монголов – „ташуур“, у тюрков – „камча“, „камшик“) всадник не выходил за пределы стойбища. О внешнем виде плетки древних кочевых народов мы можем судить по дошедшим до нас образцам девятнадцатого-двадцатого веков. Как правило, это – короткая деревянная рукоять с темляком (тюркское „тамлык“ – петля для ношения, которая могла крепится к любому без исключения оружию) и прибитой или привязанной к ней плетеной (отсюда – плеть) ударной частью. Камча всегда плелась из кожаных полосок. Монголы для простоты часто используют полосу толстой сыромятной кожи, привязянной к палке. Разумеется, плетью можно было нанести несмертельные, но ощутимые удары, например, при наказании провинившегося. Знатные воины носили плети с изящными литыми набалдашниками и инкрустацией. Другой предмет, который до недавнего времени входил в облачение мужчины-кочевника – нож. Разновидностей ножей до нас дошло великое множество. У каждого народа – хунну, булгар, киданей, монголов, тунгусов, половцев, казахов, туркмен – выработался свой тип хозяйственного ножа. Можно выделить основные типы ножей, имеющих общие черты. От древних тюрков до нас дошли образцы оригинальных „коленчатых кинжалов“, широкий прямой клинок которых находился под углом к рукояти. Такие кинжалы носили авары, булгары и хазары. Другой тип ножа – монгольский. Это прямой нож с длинным клинком (клинок длиннее рукояти) в деревянных ножнах, подвешивавшихся на поясе с помощью цепочки. Такие ножи бытовали еще у чжурчженей. В наши дни, в качестве мужского украшения или семейной реликвии, их носят монголы, тувинцы, буряты, калмыки. Отдельный разновидностью ножа можно считать сибирский тип (у эвенков, якутов, нанайцев, ненцев, чукчей), у которого клинок короче рукояти и сужается к острию. Сама рукоять – толстая, расширяется книзу и изготавливается из дерева или рога. Такие ножи удобны для подсобных работ в охоте и рыбной ловле. Еще один тип ножа – туркестанский. Он более других походит на хозяйственный инструмент. Клинок у него широкий, с загнутым острием. Рукоять эргономичная, с обязательным загибом или расширением на конце. Прямое назначение ножа у кочевников – служить столовым прибором. Разумеется, нож всегда можно было пустить в ход, как последнее оружие. „Пчак“ или „пышак“ – общее название ножа у тюрков. У монголов это – „хутга“, у тунгусов – „пурта“. К дополнительному вооружению могут быть отнесены укрюки и арканы. Несмотря на то, что эти приспособления использовались для отлова лошадей и оленей, их успешно применяли против живой силы противника – сваливали с седла, вязали пленных непосредственно на поле боя, а привязав к скачущей лошади, могли наказать преступника.  
Ножи кочевников и охотников

   Огнестрельное оружие распространилось среди кочевников довольно поздно - лишь к весемнадцатому-началу девятнадцатого веков, и встречалось довольно редко. Производить его не умели, а покупать было дорого. В этом смысле китайцы, русские (например, казаки) и европейцы имели над кочевыми народами большое преимущество. Те модели огнестрельного оружия, которые применялись пастухами и охотниками Средней Азии и Сибири, как правило, были морально устаревшими. В то время, как повсюду использовались уже магазинные винтовки, казахи и монголы применяли капсюльные ружья, да и те берегли для охоты. Исключение составили набравшие в семнадцатом веке силу джунгары, которые покупали в Бухаре огнестрельное оружие и комплектовали им свою пехоту. Наряду с ружьями, тем не менее, продолжали использовать конных лучников. Известны отряды пеших и конных стрелков у поздних маньчжуров (в семнадцатом-восемнадцатом веках), оружие для которых по корейским образцам производилось в самой Империи Цин.   

Булгарский (древнетюркский) боевой пояс


Монгольский боевой пояс
Казахский боевой пояс


   

Комментариев нет:

Отправить комментарий