Мы поговорим о вооружении тех народов, которые принято сегодня относить к тюрко-монгольскому
ареалу. Кроме самих тюрков и монголов, мы вспомним их соседей – тунгусские и
угорские народы. В разговоре о кочевых скотоводах и охотниках нельзя не упомянуть
и представителей оседлых цивилизаций, в том числе Китай (Хань) и Русь.
Археологические и обширные этнографические источники позволяют довольно точно
восстановить хронологию и типы оружия, использовавшегося когда-то в Азии.
Состав и функции вооружения кочевых народов не
сильно различались. Да и у воинов оседлых культур наблюдается примерно тот же
состав оружия. Традиционная казахская формула „бес кару“ („пять оружий“) дает
хорошее представление об оснащении средневекового кочевника: лук, копье, сабля,
булава, топор. Как мы видим, здесь представлены основные типы оружия:
метательное, колющее, колюще-режущее, ударно-раздробляющее и рубящее.
Обыкновенно, так были экипированы практически все конные армии со времен
появления этих видов оружия. Однако есть и отличия. Прежде всего, отличия мы
наблюдаем в вооружении земледельческих народов. В частности, у китайцев войско
состояло, в основном, из пехоты, соответственно самым эффективным оружием было
древковое (копья и, чаще всего, алебарды). Пехотное оружие алебардового типа не
распространилось среди кочевников. Также не получил у них широкого применения
самострел, разные виды которого успешно применяли древние китайцы (до появления
огнестрельного оружия), особенно при обороне крепостных стен. Использование самострела
подразумевает удаленность и защищенность стрелка от противника, так как
стрельба из такого оружия происходит по прямой траектории, зарядка требует
времени, а иногда и специальных приспособлений. Даже появление многозарядного
самострела чо-ко-ну не привело к распространению механического метательного
оружия у кочевых народов, войско которых состояли исключительно из конницы. При
этом, кочевники (например, вечные враги китайцев - хунну) обладали неоспоримым
преимуществом в лучной стрельбе. Комбинация всадник+лук была решающей в тактике
кочевников. Недаром считается, что железные стремена были изобретены в
древнетюркской среде именно для использования лука в седле. Такие стремена
позволяли привставать с седла, наклоняться в стороны и лучше править
лошадью, используя только ноги. Для удобства посадки и большей маневренности
при стрельбе кочевниками использовались седла с высокими седельными луками
(загородки спереди и сзади седла, между которыми находится всадник). Такие
седла использовали монголы, казахи, народы Кавказа. Известно, что тюрки, а вслед за ними
монгольские и другие народы издревле умели изготавливать композитные луки, то
есть на деревянную изогнутую основу накладывались фрагменты из других гибких
материалов (например, сухожилия и рог). При этом лук получал еще и обратный
изгиб (рекурсивность), что существенно увеличивало его мощность. Такие луки
имели, в общем, четыре изгиба: вогнутый посередине (в месте хвата), два
выпуклых по центрам плеч и снова два вогнутых на концах. Композитный лук мог
быть и не рекурсивным – в частности, у чжурчженей (предков маньчжуров).
Тунгусские, угорские и другие охотничьи и оленеводческие народы и для войны и
для охоты использовали простые луки, обладавшие гораздо меньшей убойной силой,
но требовавшие гораздо меньших затрат на изготовление. У этих народов, кстати,
был широко распространен охотничий самострел – вид ловушки для животных.
Представители алтайских и сибирских народов (телеуты, шорцы, эвенки, тувинцы,
цаатаны, юкагиры и другие) кое-где по сей день используют такие устройства для
охоты. Самострелы ставились на самого разного зверя – от мелкого пушного до
медведя и лося. Такая ловушка срабатывала автоматически, когда зверь задевал
растяжку, соединенную со спусковым механизмом.
|
Лучные кольца, рекурсивные луки и стрелы
|
|
Боевые и охотничьи наконечники стрел для лука и самострела. Гарпун. |
Конная стрельба из рекурсивного лука
требовала определенных навыков и прививалась в степи в детства. Хунну, сяньби,
булгары, авары, монголы, половцы – все были искусными стрелками, и именно этим
двум занятиям (конной езде и стрельбе из лука) посвящали большую часть свободного
времени. При этом кочевниками (вероятно) был придуман наиболее эффективный
способ захвата тетивы – большим пальцем. Для защиты пальца носили специальное
лучное кольцо из твердого материала: бронзы, камня или кости. Стрела могла
располагаться и слева и справа от лука. Такой хват отличался от европейского („средиземноморского“,
античного), при котором тетиву натягивают тремя пальцами, и от „первобытного“,
когда тетиву и пятку стрелы зажимают подушкой большого и фалангой указательного
пальцев, иногда помогая средним пальцем (у охотников-собирателей Сибири,
американских индейцев, современных аборигенов Океании и многих других). Для
разных нужд применялись стрелы с разными наконечниками. Длинные игловидные и
двузубые – для проникновения сквозь кольчугу, граненые – для пробивания
доспеха, плоские срезни и полумесяцы – для охоты и против вражеских лошадей,
листовидные – против незащищенного противника, гарпуны – для застревания в теле, свистульки –
для устрашения. Луки тюрко-монгольского типа распространились по всей Евразии и
применялись в бою китайцами, корейцами, маньчжурами, половцами, аварами, русскими,
венграми, турками, казахами и другими народами. По-монгольски и по-тюркски лук
называется почти одинаково - „саадак“ и „садак“.
|
Охотничий самострел |
Образ воина-кочевника, конечно, дополняет обязательная
сабля на боку. Однако, привычная по образам в кинематографе и живописи широкая
устрашающая сабля монголов или кривая дамасская – у сарацин и турок, вошли в
обиход относительно поздно. Первое применение предка сабли – палаша –
приписывают опять же конным народам Великой Степи. До этого, вплоть до седьмого
века там повсеместно использовалось оружие более простой конструкции –
обоюдоострый прямой меч. Такие мечи были не очень широки и имели небольшую
гарду, достаточную, чтобы предотвратить соскальзывание руки. Им на смену и
пришли палаши – прямое клинковое оружие с заточкой с одной стороны и с чуть
изогнутой рукоятью. Палаши были узкими и, вследствие этого, более легкими. Видимо
за счет этой легкости их делали длинными. Ими можно было наносить эффективные рубящие
удары, находясь в седле. С седьмого по десятый века происходит становление
классической степной сабли – длинной, узкой, со слабым изгибом и заточкой с
одной стороны. Конечно, изогнутые клинки были известны и в Древнем Египте (серповидный
копеш), и в античное время (мечи типа „махайра“). Но никакого сходства со
степной саблей они не имели, так как имели вогнутое лезвие и были, как правило,
утяжелены к острию. Такое оружие было эффективно в пешем строю для нанесения
рубящих ударов. Этим его функции, в целом, исчерпывались. Делать такие мечи
длинными было бессмысленно, так как они стали бы слишком тяжелы. Да и наносить
удары сзади, преследуя пешего противника, было бы неудобно. Поэтому оружием конных
народов того периода оставались меч сарматского типа (прямой и длинный) или
копье. Позже, в шестнадцатом веке, вогнутый клинок снова появится в Азии, уже в
виде турецкого ятагана. Необходимо отметить, что однолезвийными мечами со слабым изгибом (тип „дао“)
комплектовалась китайская кавалерия и даже пехота периода Хань (с третьего века),
хотя хунну продолжали использовать прямые двуострые клинки. Распространение в степи
палаша и степной сабли совпадает с распространением в Восточной Азии китайских
дао. Это обстоятельство наводит на мысль о возможном заимствовании сабельной
конструкции кочевниками. Долгое время, однако, эти два оружия развивались
параллельно. Узкая сабля со слабым и средним изгибом получила распространение у
авар, булгар и алан, а позже – у половцев, печенегов и венгров (мадьяр).
|
Позднемонгольская сабля и тюркские мечи |
В
монголоязычной среде однолезвийные палаши наряду с прямыми мечами стали
применять сяньби, ухуани и кидани (предки монголов). А изогнутую саблю начали широко
использовать уже, собственно, древние монголы. Причем ко времени захвата
монголами Китая монгольская сабля уже воспроизводит китайские образцы – с широким
лезвием и средним изгибом, с шарообразным навершием и плоской гардой. У авар,
булгар, китайцев и многих других народов было распространено также кольцевое
навершие. Привычные сабли с сильным изгибом и широким перекрестьем появляются в
Евразии уже после распада Монгольской империи. Это оружие можно смело отнести к
мусульманской цивилизации. Кривые сабли с различной степенью изогнутости,
ширины, с елманью или без, состояли на вооружении в русских, персидских,
турецких, польских, венгерских, казахских и хорезмийских войсках до
девятнадцатого-начала двадцатого веков. Само слово „сабля“ имеет тюркские корни.
Разные типы сабель у тюрков назывались также „кылыч“, „селебе“, „семсер“. У
монголов – „хэлмэ“, „илд“. У казахов бытовало оружие аналогичное кавказской
шашке – сапы – с длинным изогнутым клинком и без гарды. Любопытно, что
единственным оружием сабельного типа с прямым, а не обратным изгибом рукояти,
является японская катана.
|
Сапы, ятаган, селебе |
Другое распространенное оружие ближнего боя –
копье. Оно является даже более универсальным оружием, нежели сабля. Для изготовления
копья не требуется много железа, следовательно, его могли позволить себе даже небогатые
воины. Копье имеет древко – а это значит, что его возможно применять конному
против пешего и пешему против конного. Копье – конструктивно простое оружие и
применяется только для колющих ударов, а значит, теоретически, овладеть им
можно довольно быстро. Если уменьшить копье до размера дротика или сулицы – оно
становится метательным оружием. Невозможно с точностью сказать, когда кочевники
стали применять его. Скорее всего, это одно из первичных орудий, предшествовавших
луку и булаве. Копья применяли все конные народы: скифы, сарматы, хунну,
булгары, авары, хазары, монголы, маньчжуры, половцы, ногайцы, казахи. Конечно
же, копьями пользовались и сибирские охотники с оленеводами. У тунгусов есть
необычное оружие в виде длинного широкого ножа, насаженного на короткое древко –
что-то вроде примитивной алебарды (тип – „пальма“). Хотя лук всегда оставался
предпочтительней для кочевника, иногда в ход шли копья. И довольно часто копье
применялось в качестве метательного оружия. Видов наконечников найдено очень
много, но основные – это листовидный для поражения слабозащищенного противника
и тонкий граненый для пробивания доспеха. Монголы применяли копье с крюком –
для стаскивания противника с седла. По-монгольски копье – „жад“, по-казахски – „найза“.
|
Копье | | |
|
Дротики |
Рубящему оружию, как и ударному, отводилась
у кочевников второстепенная роль, хотя им успешно пользовались в бою против
такой же тяжелой конницы. У простых пастухов-воинов могло не быть сабли или
меча, но топор или дубина всегда водились. Знатные воины изготавливали себе
топоры и булавы с драгоценными металлами и камнями, иногда цельнолитые. Чжурчжени,
хунну, сяньби и монголы носили при себе небольшие бронзовые или медные булавы
шаровидной формы в качестве запасного оружия. Когда случалось сражаться пешими
(например, из засады или при штурме укреплений), воины Туркестана (казахи,
киргизы) использовали двуручные топоры с закругленным лезвием („айбалта“)
наподобие маленького бердыша. Чаще всего, кочевники, еще со времен
аваро-булгар, использовали небольшие топорики с обухом-молотом (чеканы),
которые легко было носить за поясом.
|
Айбалта |
То же относится и к ударному оружию, одной
из разновидностей которого является цеп или кистень. Простейшая конструкция –
костяной, бронзовый или железный груз на кожаном шнуре – использовалась у
чжурчженей, хазар, была в широком ходу у русских дружинников. Груз, подвешенный
на шнуре или цепи, мог развить большую скорость, чем груз на древке. Удар цепа
сложнее парировать. Кроме того, цепом можно было поразить противника,
вооруженного щитом. У бедных казахских пастухов была в ходу деревянная дубина,
сделанная из корневища – шокпар. „Балта“ – собирательное название для топора у
тюркских народов. То же самое у монголов – „сух“. В русский язык из тюркского
пришло слово „буздыган“ – булава, пернач. По-монгольски булава – „шийдэм“.
|
Кистень, шокпар |
Воин-кочевник всегда имел при себе
вспомогательные орудия военно-бытового назначения. В их число входили, прежде всего,
плеть и нож. Без конской плети на запястье (у монголов – „ташуур“, у тюрков – „камча“,
„камшик“) всадник не выходил за пределы стойбища. О внешнем виде плетки древних
кочевых народов мы можем судить по дошедшим до нас образцам
девятнадцатого-двадцатого веков. Как правило, это – короткая деревянная рукоять
с темляком (тюркское „тамлык“ – петля для ношения, которая могла крепится к
любому без исключения оружию) и прибитой или привязанной к ней плетеной (отсюда
– плеть) ударной частью. Камча всегда плелась из кожаных полосок. Монголы для
простоты часто используют полосу толстой сыромятной кожи, привязянной к палке. Разумеется,
плетью можно было нанести несмертельные, но ощутимые удары, например, при
наказании провинившегося. Знатные воины носили плети с изящными литыми набалдашниками
и инкрустацией. Другой предмет, который до недавнего времени входил в облачение
мужчины-кочевника – нож. Разновидностей ножей до нас дошло великое множество. У
каждого народа – хунну, булгар, киданей, монголов, тунгусов, половцев, казахов,
туркмен – выработался свой тип хозяйственного ножа. Можно выделить основные
типы ножей, имеющих общие черты. От древних тюрков до нас дошли образцы
оригинальных „коленчатых кинжалов“, широкий прямой клинок которых находился под
углом к рукояти. Такие кинжалы носили авары, булгары и хазары. Другой тип ножа –
монгольский. Это прямой нож с длинным клинком (клинок длиннее рукояти) в
деревянных ножнах, подвешивавшихся на поясе с помощью цепочки. Такие ножи
бытовали еще у чжурчженей. В наши дни, в качестве мужского украшения или
семейной реликвии, их носят монголы, тувинцы, буряты, калмыки. Отдельный
разновидностью ножа можно считать сибирский тип (у эвенков, якутов, нанайцев, ненцев, чукчей), у которого клинок короче
рукояти и сужается к острию. Сама рукоять – толстая, расширяется книзу и изготавливается
из дерева или рога. Такие ножи удобны для подсобных работ в охоте и рыбной
ловле. Еще один тип ножа – туркестанский. Он более других походит на
хозяйственный инструмент. Клинок у него широкий, с загнутым острием. Рукоять
эргономичная, с обязательным загибом или расширением на конце. Прямое назначение
ножа у кочевников – служить столовым прибором. Разумеется, нож всегда можно
было пустить в ход, как последнее оружие. „Пчак“ или „пышак“ – общее название ножа
у тюрков. У монголов это – „хутга“, у тунгусов – „пурта“. К дополнительному
вооружению могут быть отнесены укрюки и арканы. Несмотря на то, что эти
приспособления использовались для отлова лошадей и оленей, их успешно применяли
против живой силы противника – сваливали с седла, вязали пленных
непосредственно на поле боя, а привязав к скачущей лошади, могли наказать преступника.
|
Ножи кочевников и охотников |
Огнестрельное оружие распространилось среди кочевников довольно поздно - лишь к весемнадцатому-началу девятнадцатого веков, и встречалось довольно редко. Производить его не умели, а покупать было дорого. В этом смысле китайцы, русские (например, казаки) и европейцы имели над кочевыми народами большое преимущество. Те модели огнестрельного оружия, которые применялись пастухами и охотниками Средней Азии и Сибири, как правило, были морально устаревшими. В то время, как повсюду использовались уже магазинные винтовки, казахи и монголы применяли капсюльные ружья, да и те берегли для охоты. Исключение составили набравшие в семнадцатом веке силу джунгары, которые покупали в Бухаре огнестрельное оружие и комплектовали им свою пехоту. Наряду с ружьями, тем не менее, продолжали использовать конных лучников. Известны отряды пеших и конных стрелков у поздних маньчжуров (в семнадцатом-восемнадцатом веках), оружие для которых по корейским образцам производилось в самой Империи Цин.
|
Булгарский (древнетюркский) боевой пояс |
|
|
|
|
Монгольский боевой пояс |
|
Казахский боевой пояс |
Комментариев нет:
Отправить комментарий