Ошибочный подход к классификации и
сравнительному анализу всегда был общим местом в публицистике и околонаучных
текстах. Нередко этим страдают исследования непрофильных специалистов и даже
локальные (часто – альтернативные и маргинальные) научные школы. Чаще всего
неточности проявляются в текстах, затрагивающих общественно-гуманитарные
дисциплины. Чтобы избежать грубых ошибок в классификации, поверхностных
обобщений и, соответственно, неверных выводов, необходимо изначально выработать
навык правильного использования понятийного аппарата, адекватного выбранной
теме. Не менее важно общее представление о методологии науки. Далее мы
обратимся к общественным наукам, чтобы на их примере продемонстрировать
важность вышеизложенного тезиса.
Оперирование
совокупными археологическими, источниковедческими и этнографическими данными
свойственно, прежде всего, истории. Возможно точное восстановление хронологии и
причинно-следственных связей исторических событий, биографии отдельных
личностей, объяснение и прогнозирование глобальных процессов требует от
исторической науки разносторонних исследований и использования современных
технологий. Этим объясняется большое число специализаций внутри этой
дисциплины, а также привлечение специалистов смежных направлений:
-
источниковедение
-
архивоведение
-
библиография и библиотековедение
- другие
вспомогательные исторические дисциплины (генеалогия, ономастика и многие
другие)
- история
искусства
- филология
-
лингвистика (включая палео- и этнолингвистику)
- этнология
-
антропология (физическая и социальная)
- археология
- география
(в т.ч. историческая)
- другие
естественные науки (геология, палеоботаника, палеонтология, генетика)
Каждая их этих дисциплин самостоятельна в
современной научной парадигме и, в то же время, может быть составной частью
междисциплинарного исследования. Историческая методология крайне обширна, и
часто ее методы и объекты исследования пересекается с иными науками. Одним из
столпов исторической науки можно считать археологию. Работа археолога
направлена на поиск, реконструкцию, идентификацию и сохранение объектов
материальной культуры. Очень важным теоретическим направление работы историка-археолога
является выделение т.н. археологических культур, т.е. обществ, объединенных
общим укладом (бытом, религией, промыслами и т.д.). В соответствии с этой
категорией, доисторические (иногда и исторические) общества классифицируют по
археологическим культурам. Таких культур сейчас насчитывают сотни и число их
растет:
- культуры
каменного века (например, олдувайская в Нижнем палеолите)
- культуры
энеолита и бронзового века (например, майкопская культура на Северном Кавказе)
- культуры
железного века (например, дьяковская культура, изучаемая на предмет
этноязыковой принадлежности)
Необходимо отметить, что археологическая
классификация нередко условна и может опираться, например, на особенности
погребального обряда, тип керамики или географию. В одном случае исследование
может дать бесценные данные и подтвердить выдвинутую гипотезу, в другом –
навести археолога на ложный след. Довольно часто культуры наслаиваются друга на
друга или обнаруживают неожиданные заимствования из чужой среды. Археологический
материал дописьменных культур редко дает информацию о языковой принадлежности
общества, однако может дать представление о его антропологии.
Анатомическими особенностями общества и
индивида занимается физическая антропология и расоведение. В соответствии с
устоявшейся в мировом научном сообществе классификацией мы можем выделить
древние антропологические типы людей (палеоантропология) и существующие поныне.
Метод пластической реконструкции позволяет ученым воссоздать (хотя и с
известной погрешностью) внешность человека по костным останкам. Антропология
имеет дело как с очень широкими категориями (большие расы), так и с более
узкими (популяции), а также с отдельными людьми (фенотип и генотип). В
антропологическую классификацию входит ряд категорий:
- расовая
принадлежность (большая европеоидная раса, малая южносибирская раса,
промежуточные расы и т.д.)
-
антропологический тип (понтийский, динарский, балтский и другие)
- морфология
человека (форма черепа, конституция и т.д.)
-
биологический вид человека (например, ископаемый вид homo neanderthalensis - неандерталец)
В то время как физическая антропология
больше связана с исследованиями в области археологии, антропометрии и анатомии,
такие дисциплины, как социальная и культурная антропология и культурология
имеют объектом исследования общественные процессы в традиционных и современных
обществах, их институты, структуру, ценности. Исследуются, как правило, такие
подразделения, как популяция и социальная страта. Одни направления сближают эти
науки с социологией, другие – с религиеведением, третьи – с этнографией,
четвертые – с лингвистикой. Этнология (как теоретическая дисциплина) и
этнография (как описательная) тесно связаны с понятием этноса как этнокультурной
и языковой общности. Современный подход к классификации в этих науках тяготеет
к лингвистическому и имеет дело с носителями тех или иных языков и диалектов,
объединяемых в подгруппы, группы, семьи, макросемьи:
-
индоевропейцы (народы, языковая семья, гипотетический потомок
праиндоевропейского языка, составная часть предполагаемой ностратической
макросемьи)
- славяне
(народы, носители славянской группы языков, составной части индоевропейской
семьи)
- сербы
(народ/этнос, носители сербского языка, входящего в южнославянскую подгруппу
славянских языков)
- многие
другие языковые общности
Кроме того,
могут выделять субэтносы и этнические группы в соответствии с диалектом,
религиозной принадлежностью, ареалом проживания и иными характеристиками. Часто
этнос привязан к определенному месту – стране, географическому региону, району.
Иногда этническая группа может проживать вдали от основного места расселения в
качестве диаспоры или этнического меньшинства, или вовсе не иметь привязки к
месту, осознавая при этом общность происхождения и/или языка (типичные примеры
– цыгане и евреи).
Иногда можно встретить соотнесение
этнической принадлежности и этногенеза с генофондом. Такой подход характерен
для популяционной генетики. Здесь исследователи имеют дело с популяциями и их
гаплогруппами. Необходимо сразу оговориться, что гаплогруппы, как и вообще
генетические характеристики индивида и группы, не маркируют этническую
принадлежность или антропологический тип. Скорее, наоборот – наличие тех или
иных генетических черт позволяет провести параллели там, где они неочевидны.
Например, у этнически неродственных и антропологически разных народов и
популяций может быть схожий состав гаплогрупп (генов общего предка). А у
народов одной языковой группы и этнокультурной общности этот состав может
коренным образом отличаться. В современной популяционной генетике условно
выделяют около двух десятков основных гаплогрупп по мужской линии (Y-ДНК) и по женской линии
(митохондриальная ДНК), которые распадаются на более многочисленные субклады,
характеризуемые снипами (генетическим полиморфизмом в схожих ДНК):
-
макрогруппа Р (древняя азиатская Y-ДНК)
-
гаплогруппы R и Q (подветви макрогруппы Р)
-
гаплогруппа R1 (подгруппа R, распространенная в Евразии)
- субклад R1a (предположительно возникший в Азии и
распространенный, в частности, у многих славянских народов, киргизов, алтайцев,
пуштунов)
-
макрогруппа L1 (древнейшая мт-ДНК, обнаружена в Африке)
-
макрогруппа N (подгруппа
L1, самая
распространенная в мире мт-ДНК)
- огромное
множество иных гаплогрупп и субкладов, характеризуемых, в свою очередь, большим
количеством разных снипов.
Поскольку
носителей (современных, умерших, ископаемых) разных гаплогрупп, как правило,
обнаруживают компактно или привязанных к определенной территории, то и
гаплогруппы могут соотносить с языковой общностью (например, индоевропейцы) или
археологической культурой (например, андроновская).
Как видно, однозначные выводы о
происхождении и функционировании популяции, культуры или языка, основанные на
данных лишь одной из наук, в современных информационных условиях видятся
неполноценными и недостаточными. В масштабных исследованиях необходимо
учитывать результаты многих смежных и несмежных дисциплин, придающих работе
объективность, исключающих тенденциозность и оставляющих место для дальнейшего
развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий