Переход к производящей экономике
Основополагающим вопросом экономической
истории человечества вообще и происхождения скотоводства в частности является
вопрос перехода раннего общества от присваивающего к производящему типу
хозяйства. До сих пор в научной среде не принято единой теории относительно
появления производящей экономики. Можно выделить основные подходы к этому
вопросу:
-
экономический (основной фактор – экономическая сообразность, оптимизация)
- климатический
(решающее значение имеют климатические изменения, например, в т.н. Теории
холмов)
-
эволюционистский (разработанный марксизмом, близок к экономическому)
-
религиозный (хозяйственная деятельность вторична по отношению к религиозным
идеям)
Основная часть хозяйственных теорий связана
с понятием мировой «неолитической революции». Условно повсеместный переход от
охоты, рыбалки и собирательства к производству занимает период с X по I тыс. до н.э. Самый ранний и
стремительный переход фиксируется в области Плодородного полумесяца. Вероятно, переход к раннему земледелию и
скотоводству распространялся отсюда, но зарождался в Европе в среде носителей
свидерской культуры, потомки которых мигрировали на юг, спасаясь от
похолодания. Предположительно, носители натуфийской культуры Плодородного
полумесяца, хотя и обнаруживали предпосылки к переходу к производству (сбор
диких злаков, одомашнивание собаки), но не совершили его полностью. Возможно,
пришлые потомки свидерцев (носители тахунийской культуры) просто не дали им
такой возможности. Однако, тахунийцы привнесли в этот регион опыт одомашнивания
скота. Первым животным, подвергнутым частичному одомашниванию, считается олень
(в Европе). Тахунийцы, видимо, пытались применить технологию своих европейских
предков к местной малоазийской фауне (мелкому скоту), но позже адаптировали её.
Т.о. предпосылкой к скотоводству можно считать попытки бродячих охотников участвовать
в миграциях диких стадных животных и управлять этими миграциями. Этот процесс
повторялся в истории неоднократно: у коренного населения Северной Америки, у
жителей Сибири, Чукотского п-ова и др.
Получив опыт одомашнивания разных видов
животных, ранние скотоводы смогли распространить эту отрасль практически по
всему миру. Обособление собственно скотоводческих народов произошло
относительно быстро и было связано, вероятнее всего, с условиями ландшафта.
Нельзя исключать экономических и религиозных причин. Вся совокупность факторов
могла влиять на становление скотоводческих обществ, являясь как причинами, так
и следствиями. Уже первичные условно-земледельческие цивилизации Запада и
Востока сталкиваются с кочевыми племенными союзами: гиксосы в Древнем Египте,
арии в Долине Инда. Далее это скифы и сарматы, вступавшие в противодействие с
персами, греками и римлянами. Позже их место заняли тюрки, которым дали импульс
хунну, с III в. до
н.э. уже взаимодействовавшие с Древним Китаем.
Характеристики кочевой культуры
Выделить типичные черты культуры
кочевнических обществ позволяют данные археологии, этнографии и исторические
источники. Поскольку кочевое скотоводство прошло сложный путь от промысла
бродячих охотников к полуодомашненным животным, далее – через подсобное
скотоводство к полностью скотоводческому комплексу хозяйства, то и методы
ведения этого хозяйства, инструментарий и совокупность навыков должны были
достичь у кочевников определенного совершенства. Отделенность кочевников от
полностью земледельческих народов неизбежно породила бы резкие отличия между
ними. На деле, однако, все не так очевидно и однозначно. Длительные контакты
земледельцев, скотоводов и городских цивилизаций обусловили довольно сильное
взаимопроникновение культур, что затрудняет, например, атрибуцию тех или иных
артефактов, религиозных идей, и даже антропологических черт. Очень часто
кочевое общество становилось основой т.н. кочевого государства, превращаясь в
итоге в городскую цивилизацию с оседлым торгово-ремесленным населением. Нередко
кочевники вытесняли местное оседлое население, чтобы занять их место, утрачивая
свой традиционный хозяйственный комплекс. Иногда кочевники давали начало новым
инородческим династиям. Это произошло с гиксосской династией в дельте Нила, с
племенным союзом ариев на территории Харрапаской цивилизации, с некоторыми
позднейшими семитами, с различными кочевыми соседями Древнего Китая, с
булгарами и мадьярами. Некоторые кочевые народы передавали свой этнокультурный
субстрат молодым народностям, с сохранением кочевого хозяйства. Этому в большой
степени способствовали и географические условия. Среди таких народов можно
выделить, например, половцев и печенегов. Меньшинству исторических кочевых
народов удавалось сохранять кочевой образ жизни тысячелетиями. К таким обществам
можно отнести современных монголов, многие популяции Аравийского полуострова и
Северной Африки.
Материальная культура кочевников, тем не
менее, носит узнаваемый отпечаток их образа жизни. В рационе скотоводов
преобладает молочная пища. Эта черта довольно четко отделяет их от
охотников-собирателей, земледельческих обществ и жителей городов. Мясо тоже
входит в их рацион, но оно не является маркером именно кочевого хозяйства.
Мясная пища не столь обильна, а скот зачастую является предметом торговли с земледельцами.
В области военного дела кочевники никогда не
уступали, а часто превосходили не только охотничьи общества, но и
государства-империи с профессиональными регулярными войсками. Многие их
изобретения произвели переворот в тактике ведения боя и составе армий по всему
миру. Кочевникам приписывают изобретение колесницы (арии или гиксосы).
Кочевники-скифы и тюрки внесли много технических усовершенствований в конское
снаряжение. Древние кочевники были или изобретателями, или, по крайней мере,
экспертами в изготовлении и использовании композитного лука. Они вносили
изменения во все виды холодного оружия, внедряли в мировую практику собственные
приемы ведения боя. Вплоть до XIX в. кочевники Евразии и Африки обладали репутацией
искусных кузнецов. Т.е. этим обществам свойственны инновации в военном
искусстве, в т.ч. в инженерном деле и тактике. Кроме того, кочевники – всегда
исключительные стрелки.
Подлинным маркером кочевого быта и
бесспорным достижением кочевников является строительная и транспортная
инженерия. Передвижение на большие расстояния подтолкнули их не только к
оптимизации конструкции жилища и его транспортировки, но и к созданию
нескольких особых типов жилищ, в лучшие времена представляющих собой вершину
передвижного комфорта и художественной мысли. У исторических кочевых народов
археологами реконструируются полностью подвижные жилища (скифы, половцы,
монголы). У современных скотоводов Сахары, Магриба, Синая, Анатолии, Закавказья
и некоторых других регионов это – шатровые конструкции. У оленеводов –
каркасные конструкции, восходящие к коническому шалашу. Венцом строительной
мысли у кочевников нужно признать решетчатую кибитку, доведенную в течение I тыс. до такого технического уровня,
что она практически не подвергалась усовершенствованию до наших дней.
Существуют и иные конструктивные решения кочевых жилищ, приспособленных к
локальным условиям. Т.о. кочевника отличает использование передвижных и разборных
построек и соответственно, использование надлежащего гужевого и вьючного
транспорта.
На материальную культуру и быт кочевника
определяющее влияние имеет состав стада и способы выпаса. В то время как
комплексное сельское хозяйство может иметь на вооружении подсобное
животноводство, для кочевого хозяйства некоторые виды животных просто не
подходят. Так, в оседлом хозяйстве вполне возможно содержание молочного КРС и
МРС, свиней, домашней птицы, пахотных волов и лошадей, ослов и мулов. Для
кочевого скотоводства более подходит МРС (овцы, козы), лошади, верблюды, яки,
олени. В некоторых случаях разводят коров (африканские кочевники), держат
ишаков и мулов (например, полукочевые группы на Балканах). Преимуществом
кочевника над земледельцем в данном случае будет практически неограниченное
поголовье упомянутого скота (это, как правило, позволяют условия ландшафта).
Значит, отличием кочевого хозяйства можно считать состав стада, его поголовье и
способы выпаса. Распространенным промыслом у кочевников можно признать охоту.
В области религии в кочевой среде трудно
выделить общность идей или какие-то определенные тенденции, поскольку
религиозная мысль взаимопроникала между кочевым и оседлым земледельческим и
городским населением и охотничьими обществами. И исконные архаичные верования и
более зрелые религиозные системы часто переплетались и вытеснялись друг другом.
Наиболее известные примеры вытеснения религиозной культуры оседлого населения
религией кочевников – ведическая религия ариев и ислам аравийских бедуинов.
Обратные примеры – замещение культа Тенгри у тюрок прочими мировыми религиями.
Маркировать кочевников по религиозной принадлежности представляется
невозможным, однако характерной чертой кочевого общества является развитие
суеверий по причине удаленности от религиозных институтов.
Типология и многообразие кочевого
хозяйства
Ныне в научном обороте прочно утвердилась
классификация обществ по сельскохозяйственному комплексу. И хотя такая
классификация не может считаться универсальной и до конца точной, она позволяет
проводить параллели между различными географически не связанными группами и
дать определенную этнографическую характеристику.
Скотоводство условно делят на:
- подсобное
(молочное и пахотное)
-
полуоседлое (как частный случай – отгонное)
-
полукочевое
- кочевое
Кроме того,
различают направление перекочевки: вертикальное и горизонтальное; а также вид
кочевания: нормальный и обратный.
География и локальные типы кочевого
хозяйства:
-
оленеводческий (Сибирь, Полярный Урал, Чукотка, Северная Европа)
-
евразийский (степные и полупустынные районы от Тянь-Шаня до Дуная и
Причерноморья)
-
ближневосточный (полупустыни и горные массивы Закавказья, Анатолии и Ирана)
- бедуинский
(Аравийский п-ов, Северная Африка)
-
центральноафриканский
- южноамериканский
- тибетский
- балканский
Справка
Кочевник –
от общетюркского корня коч –
передвижная группа, аул.
Номад – от
греческого корня ном – пастбище,
земельный надел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий