воскресенье, 7 мая 2017 г.

Истоки и становление кочевой культуры. Типология животноводческого хозяйства. Доклад для Научного семинара МКК.


Переход к производящей экономике

   Основополагающим вопросом экономической истории человечества вообще и происхождения скотоводства в частности является вопрос перехода раннего общества от присваивающего к производящему типу хозяйства. До сих пор в научной среде не принято единой теории относительно появления производящей экономики. Можно выделить основные подходы к этому вопросу:
- экономический (основной фактор – экономическая сообразность, оптимизация)
- климатический (решающее значение имеют климатические изменения, например, в т.н. Теории холмов)
- эволюционистский (разработанный марксизмом, близок к экономическому)
- религиозный (хозяйственная деятельность вторична по отношению к религиозным идеям)
   Основная часть хозяйственных теорий связана с понятием мировой «неолитической революции». Условно повсеместный переход от охоты, рыбалки и собирательства к производству занимает период с X по I тыс. до н.э. Самый ранний и стремительный переход фиксируется в области Плодородного полумесяца.  Вероятно, переход к раннему земледелию и скотоводству распространялся отсюда, но зарождался в Европе в среде носителей свидерской культуры, потомки которых мигрировали на юг, спасаясь от похолодания. Предположительно, носители натуфийской культуры Плодородного полумесяца, хотя и обнаруживали предпосылки к переходу к производству (сбор диких злаков, одомашнивание собаки), но не совершили его полностью. Возможно, пришлые потомки свидерцев (носители тахунийской культуры) просто не дали им такой возможности. Однако, тахунийцы привнесли в этот регион опыт одомашнивания скота. Первым животным, подвергнутым частичному одомашниванию, считается олень (в Европе). Тахунийцы, видимо, пытались применить технологию своих европейских предков к местной малоазийской фауне (мелкому скоту), но позже адаптировали её. Т.о. предпосылкой к скотоводству можно считать попытки бродячих охотников участвовать в миграциях диких стадных животных и управлять этими миграциями. Этот процесс повторялся в истории неоднократно: у коренного населения Северной Америки, у жителей Сибири, Чукотского п-ова и др.
   Получив опыт одомашнивания разных видов животных, ранние скотоводы смогли распространить эту отрасль практически по всему миру. Обособление собственно скотоводческих народов произошло относительно быстро и было связано, вероятнее всего, с условиями ландшафта. Нельзя исключать экономических и религиозных причин. Вся совокупность факторов могла влиять на становление скотоводческих обществ, являясь как причинами, так и следствиями. Уже первичные условно-земледельческие цивилизации Запада и Востока сталкиваются с кочевыми племенными союзами: гиксосы в Древнем Египте, арии в Долине Инда. Далее это скифы и сарматы, вступавшие в противодействие с персами, греками и римлянами. Позже их место заняли тюрки, которым дали импульс хунну, с III в. до н.э. уже взаимодействовавшие с Древним Китаем.

Характеристики кочевой культуры

   Выделить типичные черты культуры кочевнических обществ позволяют данные археологии, этнографии и исторические источники. Поскольку кочевое скотоводство прошло сложный путь от промысла бродячих охотников к полуодомашненным животным, далее – через подсобное скотоводство к полностью скотоводческому комплексу хозяйства, то и методы ведения этого хозяйства, инструментарий и совокупность навыков должны были достичь у кочевников определенного совершенства. Отделенность кочевников от полностью земледельческих народов неизбежно породила бы резкие отличия между ними. На деле, однако, все не так очевидно и однозначно. Длительные контакты земледельцев, скотоводов и городских цивилизаций обусловили довольно сильное взаимопроникновение культур, что затрудняет, например, атрибуцию тех или иных артефактов, религиозных идей, и даже антропологических черт. Очень часто кочевое общество становилось основой т.н. кочевого государства, превращаясь в итоге в городскую цивилизацию с оседлым торгово-ремесленным населением. Нередко кочевники вытесняли местное оседлое население, чтобы занять их место, утрачивая свой традиционный хозяйственный комплекс. Иногда кочевники давали начало новым инородческим династиям. Это произошло с гиксосской династией в дельте Нила, с племенным союзом ариев на территории Харрапаской цивилизации, с некоторыми позднейшими семитами, с различными кочевыми соседями Древнего Китая, с булгарами и мадьярами. Некоторые кочевые народы передавали свой этнокультурный субстрат молодым народностям, с сохранением кочевого хозяйства. Этому в большой степени способствовали и географические условия. Среди таких народов можно выделить, например, половцев и печенегов. Меньшинству исторических кочевых народов удавалось сохранять кочевой образ жизни тысячелетиями. К таким обществам можно отнести современных монголов, многие популяции Аравийского полуострова и Северной Африки.
   Материальная культура кочевников, тем не менее, носит узнаваемый отпечаток их образа жизни. В рационе скотоводов преобладает молочная пища. Эта черта довольно четко отделяет их от охотников-собирателей, земледельческих обществ и жителей городов. Мясо тоже входит в их рацион, но оно не является маркером именно кочевого хозяйства. Мясная пища не столь обильна, а скот зачастую является предметом торговли с земледельцами.
   В области военного дела кочевники никогда не уступали, а часто превосходили не только охотничьи общества, но и государства-империи с профессиональными регулярными войсками. Многие их изобретения произвели переворот в тактике ведения боя и составе армий по всему миру. Кочевникам приписывают изобретение колесницы (арии или гиксосы). Кочевники-скифы и тюрки внесли много технических усовершенствований в конское снаряжение. Древние кочевники были или изобретателями, или, по крайней мере, экспертами в изготовлении и использовании композитного лука. Они вносили изменения во все виды холодного оружия, внедряли в мировую практику собственные приемы ведения боя. Вплоть до XIX в. кочевники Евразии и Африки обладали репутацией искусных кузнецов. Т.е. этим обществам свойственны инновации в военном искусстве, в т.ч. в инженерном деле и тактике. Кроме того, кочевники – всегда исключительные стрелки.     
   Подлинным маркером кочевого быта и бесспорным достижением кочевников является строительная и транспортная инженерия. Передвижение на большие расстояния подтолкнули их не только к оптимизации конструкции жилища и его транспортировки, но и к созданию нескольких особых типов жилищ, в лучшие времена представляющих собой вершину передвижного комфорта и художественной мысли. У исторических кочевых народов археологами реконструируются полностью подвижные жилища (скифы, половцы, монголы). У современных скотоводов Сахары, Магриба, Синая, Анатолии, Закавказья и некоторых других регионов это – шатровые конструкции. У оленеводов – каркасные конструкции, восходящие к коническому шалашу. Венцом строительной мысли у кочевников нужно признать решетчатую кибитку, доведенную в течение I тыс. до такого технического уровня, что она практически не подвергалась усовершенствованию до наших дней. Существуют и иные конструктивные решения кочевых жилищ, приспособленных к локальным условиям. Т.о. кочевника отличает использование передвижных и разборных построек и соответственно, использование надлежащего гужевого и вьючного транспорта.
   На материальную культуру и быт кочевника определяющее влияние имеет состав стада и способы выпаса. В то время как комплексное сельское хозяйство может иметь на вооружении подсобное животноводство, для кочевого хозяйства некоторые виды животных просто не подходят. Так, в оседлом хозяйстве вполне возможно содержание молочного КРС и МРС, свиней, домашней птицы, пахотных волов и лошадей, ослов и мулов. Для кочевого скотоводства более подходит МРС (овцы, козы), лошади, верблюды, яки, олени. В некоторых случаях разводят коров (африканские кочевники), держат ишаков и мулов (например, полукочевые группы на Балканах). Преимуществом кочевника над земледельцем в данном случае будет практически неограниченное поголовье упомянутого скота (это, как правило, позволяют условия ландшафта). Значит, отличием кочевого хозяйства можно считать состав стада, его поголовье и способы выпаса. Распространенным промыслом у кочевников можно признать охоту.
   В области религии в кочевой среде трудно выделить общность идей или какие-то определенные тенденции, поскольку религиозная мысль взаимопроникала между кочевым и оседлым земледельческим и городским населением и охотничьими обществами. И исконные архаичные верования и более зрелые религиозные системы часто переплетались и вытеснялись друг другом. Наиболее известные примеры вытеснения религиозной культуры оседлого населения религией кочевников – ведическая религия ариев и ислам аравийских бедуинов. Обратные примеры – замещение культа Тенгри у тюрок прочими мировыми религиями. Маркировать кочевников по религиозной принадлежности представляется невозможным, однако характерной чертой кочевого общества является развитие суеверий по причине удаленности от религиозных институтов.

Типология и многообразие кочевого хозяйства

   Ныне в научном обороте прочно утвердилась классификация обществ по сельскохозяйственному комплексу. И хотя такая классификация не может считаться универсальной и до конца точной, она позволяет проводить параллели между различными географически не связанными группами и дать определенную этнографическую характеристику.
   Скотоводство условно делят на:
- подсобное (молочное и пахотное)
- полуоседлое (как частный случай – отгонное)
- полукочевое
- кочевое
Кроме того, различают направление перекочевки: вертикальное и горизонтальное; а также вид кочевания: нормальный и обратный.
   География и локальные типы кочевого хозяйства:
- оленеводческий (Сибирь, Полярный Урал, Чукотка, Северная Европа)
- евразийский (степные и полупустынные районы от Тянь-Шаня до Дуная и Причерноморья)
- ближневосточный (полупустыни и горные массивы Закавказья, Анатолии и Ирана)
- бедуинский (Аравийский п-ов, Северная Африка)
- центральноафриканский
- южноамериканский
- тибетский
- балканский

Справка

Кочевник – от общетюркского корня коч – передвижная группа, аул.
Номад – от греческого корня ном – пастбище, земельный надел.







Комментариев нет:

Отправить комментарий