среда, 29 июля 2015 г.

Уголок религиеведа. Мормоны Последних Дней.

   Информация о мормонах собиралась в 90-х гг. в штатах Колорадо и Юта, поэтому может считаться несколько устаревшей. Однако общее представление о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (The Church of Jusus Christ of Latter-day Saints) из этой публикации почерпнуть, безусловно, можно. Данные были получены в результате непосредственного нахождения среди верующих-мормонов в 1997-98 гг., и позже систематизированы.
   Современные мормоны представляют собой один из немногих доживших до нас реликтов подлинного американского реставрационизма. Едва ли мы сможем обнаружить сейчас живых квакеров, шейкеров или иных представителей пророческих харизматических учений колониальной эпохи. Строго говоря, мормоны здесь стоят особняком, поскольку появились они лишь в 1830-х гг. Однако по другим критериям мы смело можем классифицировать их подобным образом.
   С богословской точки зрения мормонизм уже не раз был описан в научных публикациях, и мы коснемся этого аспекта лишь вкратце. В основе вероучения церквей, принадлежащих к мормонизму, лежит Новый Завет (как правило, в мормонской редакции) и Книга Мормона. О последней необходимо сказать несколько слов. По преданию, данная книга, написанная на золотых пластинах, была открыта ангелом пророку Джозефу Смиту-младшему в 1830 г. В книге якобы содержались писания древних пророков (начиная с второго тыс. до н.э.), живших на территории Американского континента. Название книги происходит от имени Мормона - последнего древнего пророка (IV в.), компилятора и "редактора" книги. Оригинала "Золотых Пластин" не сохранилось. Больше того, ввиду полного отсутствия археологических свидетельств, внутри самой Церкви СПД была принята позиция, в соответствии с которой Книга Мормона была записана непосредственно Дж. Смитом по божественному вдохновению, и является правдивой версией всех описанных в ней событий и поучений. Ранее же полагали, что он перевел ее с языка оригинала ("реформированный египетский") при помощи магических "прозревающих" камней. Интересен такой доктринальный момент, как антитринитаризм, общий для многих реставрационистов и некоторых других маргинальных учений. У мормонов - свое, не похожее на прочие, отношение к ипостасям и природам Божества. У старых реставрационистов шейкеров природа Бога разделялась на мужскую и женскую, и Христос считался "сыном" этих двух природ, так же, как Анна Ли (основательница шейкерства) считалась "дочерью", женской манифестацией, исходящей от них. Т.о. Анна Ли была равна Христу. У современных Свидетелей Иеговы антитринитаризм принял более простую форму - Христос попросту считается пророком, но никак не Богом (правда сотворен он был раньше Адама). У мормонов же Бог (Элохим) - это не триединство, как в традиционном христианстве, а Бог-творец, породивший во плоти первочеловека Христа на Небесах и бесплотного Святого Духа. В связи с этим, по учению мормонов, Элохим, Христос и Святой Дух не могут считаться единым Божеством, однако их объединяет общее стремление спасти род человеческий.
   Литургически Церковь СПД является аналогом предшествовавших ей американских реформаторских церквей. Причастие у мормонов существует в виде упрощенного мемориализма (воспоминания) и не занимает центрального места на собраниях. В остальном же обрядовость напоминает баптистскую или англиканскую низкоцерковного толка. По этой причине нельзя говорить о наличии у мормонов богослужения и храма в литургическом смысле. Есть таинства. Крещение совершают традиционным способом - погружением в воду. Существует обряд конфирмации, совершаемый наложением рук. Т.н. "запечатывание" (вечный брак) совершается над семейными парами.
   В отличие от большинства церквей реставрационистского и пуританского толка, Церковь СПД приветствует академическое образование, службу в армии, как и вообще государственную службу. На первом месте у мормонов стоит создание семьи (многодетной) и социальное служение. Считается, что по достижении молодыми людьми определенного возраста (обычно совершеннолетия), они должны хотя бы один-два года посвятить служению (как правило, это миссионерство в других странах). В Церкви СПД заведено всеобщее священство для мужчин. При этом существует своя, довольно сложная, иерархия. Любого мальчика, достигшего возраста 12 лет, можно посвятить в священство. При этом от уровня посвящения зависят обязанности и права священника. Они могут начинать с раздачи хлеба на собраниях и, становясь старше, получать право учительствовать, миссионерствовать, проводить конфирмацию и бракосочетание, даже исцелять наложением рук. Во главе большого прихода (ward) обычно стоит епископ.
   Собрания проводятся по воскресеньям. В местном приходе, называемом по обычаю "церковью" или "храмом", с утра собираются верующие. Они рассаживаются на скамейках, семьями. Назначенный проповедник читает молитву, зачин, после которого верующими исполняется гимн. Тексты и ноты гимнов содержаться в сборниках, предварительно разложенных на скамейках. Пение происходит под электроорганный аккомпанемент, мелодии заучиваются. Потом раздается "причастие" в виде наломанного кусочками белого хлеба и маленьких бумажных стаканчиков с водой. Присутствующие слушают поучение-проповедь, связанное с библейскими событиями и Книгой Мормона. После этого могут выступить рядовые члены общины, просившие слова. Они делятся своими мыслями, важными семейными новостями (смерть близкого человека, рождение ребенка, крещение новообращенных, отъезд на миссионерство и т.д.). Потом поется еще два-три гимна и собрание расходится по дальнейшим занятиям. Для детей школьного возраста устраиваются воскресные школы, где изучают Библию и Книгу Мормона. Для молодых людей - миссионерские занятия. Старшие проводят время за разговорами. В церкви принято приходить нарядно одевшись. Мужчины приходят в галстуках, женщины - в строгих платьях. При входе обычно вешают портреты Иисуса Христа, выполненные в западно-церковной живописной манере (светлые волосы и глаза, парадность изображения). Встречаются сцены Рождества и откровения Дж. Смита. Подобные изображение вешают и в домах. Обязательным атрибутом архитектуры храма является башня. Символ креста не используется мормонами, поскольку считается напоминанием не о воскресении Христа, а Его смерти. Своему приходу мормоны выплачивают десятину.
   Современные мормоны моногамны. Полигамия официально была запрещена Церковью СПД еще в конце XIX в., и лишь некоторые отколовшиеся общины ее практикуют. Мормоны празднуют Рождество, Пасху и День Пионеров (бегство мормонов в Юту в ходе Мормонской войны).


Храм в г. Форт Коллинс, Колорадо


Штаб-квартира в Солт-Лэйк Сити, Юта

Раздача причастия

Мормонская церковь в г. Сливен, Болгария

4 комментария:

  1. Насколько я знаю, моногамия у нынешних мормонов специфическая. Мужчина живёт какое-то время с одной женщиной, затем может разойтись и жить с другой. И так бесконечное количество раз.

    ОтветитьУдалить
  2. Те мормоны, которых я наблюдал в Колорадо и Юте, внешне уже мало чем отличаются от других людей. Брак - в совершенно привычной для нас форме и даже приближается к традиционно-христианскому в том смысле, что он заключается навечно (т.е. он продолжается посмертно). И точно так же дозволяется церковный развод. Я не исключаю другие матримониальные практики, поскольку Америка - страна контрастов) Но мне о них неизвестно.

    ОтветитьУдалить
  3. Цитата - "Сегодня их идеал – это крепкая патриархальная моногамная семья. Однако в ряде общин фундаменталистов, официально порвавших с организацией, многоженство до сих пор практикуется. Так, по предписаниям Фундаменталистской Церкви мужчинам обязательно полагается иметь не менее трех жен."
    Ссылка - http://www.chuchotezvous.ru/investigations/1343.html

    ОтветитьУдалить
  4. Да, я понял, о чем речь. Я как раз и написал, что некоторые общины практикуют полигамию. Но это такие секты сект, в которых по сотне членов было, что писать о каждой отдельно нет желания. Да и не видел я их воочию. Говорят, что была даже "Гей-церковь СПД". Что ж...

    ОтветитьУдалить