понедельник, 2 февраля 2015 г.

Этномузыковедение. Ю.В. Габров. Народная музыка и инструменты Североевропейского Средневековья. Доклад для Клуба научной реконструкции средневековой культуры во имя Св. Димитрия Солунского

Народная музыка и инструменты Североевропейского Средневековья

Автор статьи: Юрий Габров (участник IX Исторического семинара)
http://1400.xn--p1ai/historicalinfo/issues/folkmusicandinstruments

   Народная музыка характеризуется двумя основными чертами: отсутствием авторства и нечувствительностью ко времени. Однако, это не значит, что музыка и слова к народным песням всегда сочиняются коллективно. За многими творениями фольклора стоят вполне исторические (возможно, безвестные) личности. Другое дело, что авторство вскоре забывается, а народ усваивает и по-своему транслирует эти произведения. Источником народной музыки может служить и религиозная культура (появление т.н. «паралитургического» жанра).
Неподверженность времени обусловлена самими онтологическими свойствами среды, в которой возникает народное творчество. Традиционные общества, являющиеся его носителями, в целом, не имеют прогрессивного вектора, способного двигать их на иные стадии существования. Благодаря этому традиционные общества сохраняют обычаи и культуру предков, а музыкальный репертуар изменяется только количественно. Очень медленно происходят сдвиги в исполнительской традиции. Новые техники исполнения, так же, как и новые музыкальные инструменты могут привносится или под влиянием городской культуры, или заимствованием из иностранной традиции (при условии тесных контактов). Больше того, известно определенное влияние народной музыки на развитую религиозную (например, появление многоголосья в церковном пении).
Итак, имея в виду все вышесказанное, поговорим о северном Средневековье. В период с Великого переселения народов  (4-8 вв.) до первых признаков Ренессанса в 15 веке европейская музыкальная культура прошла огромный и сложный путь становления и расцвета. От простейших форм ритуального и кочевого музыкального творчества, через церковную музыку христианизированных варварских племен, к секуляризации и созданию замечательных образцов авторской куртуазной лирики и танцевальной музыки.
Говоря об источниках наших музыкальных знаний о периоде Раннего Средневековья, следует отметить, что письменных источников и даже упоминаний о музыке варваров (в частности германцев и кельтов) сохранилось крайне мало. Эти источники очень скудны, и по ним невозможна сколько-нибудь законченная реконструкция их музыкальных традиций. Но все же некоторые выводы мы сделать все-таки можем, исходя из дошедших до нас археологических и письменных и источников. Известны, например, основные жанры в германском песенном творчестве. Это идущая из глубины веков скальдическая традиция: драпа (хвалебная песнь), нид (хулительная песнь) с множеством поджанров, размеров и других классификаций. О содержании германского песенного фольклора можно судить по позднейшим записям скандинавского эпоса (Эдды, «Беовульф») и, косвенно, по дошедшим до нас народным песням о событиях и героях, сохранившимся в позднейшей народной музыке (17-19 вв.). О художественных качествах такой музыки приходится судить по письменным источникам других народов, а их отзывы, как правило, нелестны (в лучшем случае, это просто констатация). Римский историк Тацит, описывая боевые песни (или скорее выкрики) германцев и исполнительские «приемы», писал, что беспорядочный рев они сопровождали поднесением ко рту щита для достижения более громкого и глубокого звука. Другой римский историк, Аммиан Марцеллин, называл боевые хвалебные песни германцев своим предкам «беспорядочным криком». Позднее, арабский путешественник Аль-Тартуши, побывавший в 10 в. В Хедебю напишет: «Никогда не слышал я такого гнусного пения, как пение людей в этом городе: это вой, который идет из горла, подобный лаю собак, и даже больше похож на голос дикого зверя, чем собачий лай». А немецкий священник Адам Бременский, в том же 10 в., отметил, говоря о языческом ритуале в г. Уппсала, что песни были настолько непристойными, что о них не стоит и говорить.
То, что римляне писали о германских варварах, можно в большой степени отнести и к кельтской песенной традиции. Боевые песни, прославляющие предков, исполняемые перед битвой, так же, как и победные песни – после нее, были неотъемлемой частью воинской (неотделимой от повседневной) культуры кельтов. О них известно также, что они исполняли танцы по случаю, отбивая ритм оружием или разного рода ударными инструментами.
Если о вокальных жанрах северных народов мы можем судить, в основном, из чужеземных источников, и весьма приблизительно, то об инструментальной музыке можно судить по первоисточникам. Археологические данные позволяют нам сделать вывод о разнообразном инструментарии кельтских, англосаксонских, скандинавских музыкантов. Инструментальную музыку, насколько мы можем проследить ее становление из глубины веков, можно достаточно четко разделить на военную, ритуальную, танцевальную и аккомпанирующую. Это относится не только к варварским племенам, но и к античным народам. Конечно, с точки зрения современного наблюдателя-исследователя, эти направления пересекались между собой (особенно на ранних этапах развития общества). Например, танцы могли носить ритуальный характер, а аккомпанемент мог плавно превращаться в самостоятельное произведение. Примеры музыкальных инструментов Северной Европы приводятся в Приложении.
Развитые формы средневекового искусства, в частности музыкального, характерны наличием самостоятельных жанров и их регламентацией, позднее и со своим определенным репертуаром. Так, устная песенная традиция придворных скальдов (поэтов и сказителей) в Норвегии и Исландии имела определенный набор жанров (вышеупомянутые драпа, нид, виса и др.) и поэтических приемов (например, кеннинг). Поэмы сочинялись, как правило, по случаю смерти конунга, для прославления подвигов того или иного правителя, а также на мифологические темы. Аналогом скальдов у кельтских народов были барды – особое сословие, имеющее большие привилегии в средневековой Британии. Институт бардов просуществовал до 17 в., а на рубеже 18 и 19 вв. пережил второе рождение.
Сейчас, благодаря живучести народной поэзии Севера, а также стараниями отдельных летописцев и коллекционеров прошлого, в руках филологов-германистов, скандинавистов и кельтологов находится ряд текстов североевропейского фольклора, а фолк-музыканты получили возможность возродить к жизни и творчески переосмыслить поэтическое наследие своих далеких предков.

Приложение. Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты Древней Скандинавии и Британии и их потомки.
1. Лира. Один из древнейших инструментов мира.  Струнный инструмент скандинавских народов, состоящий из деревянного корпуса с резонатором и набором намотанных на колки струн (обычно пять-шесть). Мог быть как щипковым (плектровым), так и смычковым.
Шведская лираШведская лира
Шведская лира (реконструкция), датируемая 9-10 вв., и струнная подставка, по которой ее реконструировали.
2. Тагельхарпа. Родственный лире древнескандинавский смычковый инструмент (тип – смычкоая лира), имеет от двух до четырех струн. Тагельхарпу принято отделять от лиры по принципу звукоизвлечения, но, возможно, когда-то это был один инструмент.
Тагельхарпа
Тагельхарпа, современная реконструкция.
3. Ротта (крут). Средневековый валлийский смычковый инструмент (тип — смычковая лира), родственный лире, и имеющий гриф в виде вертикальной перемычки в игровом окне. В народной музыке Северной Европы использовался, по крайней мере, с Раннего Средневековья. Сейчас в Уэльсе он переживает второе рождение.
Ротта
Ротта 17 века из Музея Валлийской  Жизни (Сайн  Ффаган).
Ротта
Современная реконструкция средневековой ротты.
4. Фидла. Исландский народный смычковый инструмент, состоящий из длинного резонаторного ящика и двух струн. Предшественник исландского лангспила. Используется для аккомпанемента. Самые ранние источники позволяют датировать фидлу 17 веком, но архаичность ее конструкции, техники игры и применения могут предполагать ее средневековое происхождение. Фидла и лангспил относятся к смычковым цитрам.
Фидла
Современная фидла.
Лангспил
Современный лангспил.
5. Йоухикко. Средневековый финский смычковый инструмент (тип – смычковая лира). Имеет игровое окно для одной игровой струны и одну-две бурдонных струны. Традиции игры на йоухикко были окончательно забыты к середине 20 века. В настоящее время интерес к нему возрастает.
Йоухикко
Современный йоухикко.
6. Кельтская арфа. Общее название щипковых инструментов арфового типа, существовавших на территории средневековой Британии.  Музыку для кельтской арфы (точнее, ее модернизированного варианта) пишут и исполняют по сей день. Является геральдическим символом Ирландии.
Арфа
«Арфа Бриана Бору», 15 в. (Тринити Колледж, Дублин).
7. Скандинавская костяная флейта. Широко распространенный в средневековой Скандинавии духовой инструмент флейтового типа. Изготавливался из костей копытных животных и птиц. Костяная флейта имела, в среднем, три игровых отверстия.
Флейта
Костяная флейта из Бирки , 10 в. (Национальный Исторический музей, Стокгольм).
8. Сельефлет. Скандинавская обертоновая пастушья флейта без игровых отверстий, широко распространенная в Норвегии и Швеции. Похожие инструменты существовали и в Финляндии и на Руси. Происхождение сельефлета теряется в веках, но всей вероятности, это очень древний инструмент. Традиционно сельефлеты делались из ивовой коры, однако теперь все чаще применяются пластик или металл.
Сельефлет
Сельефлет из древесной коры.
Сельефлеты
Пластиковые сельефлеты.
9. Лур. Общее название древнескандинавских амбушюрных бронзовых духовых инструментов в виде S-образного конуса, существовавших не позднее бронзового века (тип – натуральный рог). В Средние века пастухами и военными трубачами в качестве сигнальных инструментов применялись деревянные аналоги в виде прямого конуса.
Луры
Парные бронзовые луры из Дании, 8-9 вв. до н.э. (Национальный Музей, Копенгаген).
Лур
Современный пастуший лур, Норвегия.
10. Древнеирландские бронзовые рога. Группа амбушюрных духовых инструментов бронзового века, найденных на территории Ирландии. Среди них выделяют адхарк, дорд ард, дорд исеал и трумпу.
11. Майофон. Раннесредневековый ирландский духовой инструмент (тип – деревянные духовые). Представлял собой длинную коническую деревянную трубу с открытой тростью.
Духовые инструменты
Реконструкции древнеирландских духовых инструментов (из коллекции Саймона О’Дуайера).
12. Бодран (бойран). Ирландский народный рамочный барабан (бубен). Вероятно, уходит корнями в досредневековые времена. Широко применяется в ирландской, шотландской и бретонской народной музыке. Используется вместе с двусторонней деревянной колотушкой.
Бодран
Современный бодран.

Библиография

  1. «Музыкальный энциклопедический словарь» под ред. Г.В. Келдыш, М. «Советская энциклопедия», 1990
  2. А. Минакова, С. Минаков «Всеобщая история музыки», М. «Эксмо», 2009
  3. «Музыкальные инструменты мира», М. «АСТ», «Астрель», 2008
  4. Ж. Симпсон «Викинги. Быт, религия, культура», М. «Центрполиграф», 2005
  5. Статья J. Lovett «Anglo Saxon Music 500-1066», 2000
  6. http://www.vikinganswerlady.com/music.shtml
  7. http://www.vikinganswerlady.com/

Комментариев нет:

Отправить комментарий