воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Этномузыковедение. Музыкальный ответ на Урянхайский вопрос. Интервью с Радиком Тюлюшем

   Лет двенадцать тому назад волей судьбы мне удалось пообщаться с музыкантом-игилистом Андреем Монгушем, который тогда начинал выступать с тувинским ансамблем Хун Хурту. Общение наше носило неформально-музыкальный характер и никаких записей от него не осталось, о чем сейчас я, конечно, жалею. Тем более радостно мне, давнему почитателю Хун Хурту, да и монголо-тувинской музыки вообще, было получить согласие на интервью от другого участника этого ансамбля – Радика Тюлюша. Радик известен также и своим сольным проектом «Чалама», который лично я высоко оцениваю, как источник аутентичного тувинского звучания.

Радик, Вы – профессиональный «народник». Что определило выбор этой стези?

Вообще это тема для меня сложная в силу того, что попал я на этот путь чисто случайно. Было желание научиться музыкальной грамоте, овладеть навыками профессионального исполнителя. Был только один путь для меня в тот момент – поступить в наше училище искусств на отделение оркестра тувинских национальных инструментов, которым тогда заведовала ныне покойная Татьяна Туматовна. Других вариантов не было, везде требовалось знание нот, навыки сольфеджио и т.д., чего у меня, естественно, не было, так как этому меня в детстве не учили. И вот пройдя все перипетии экзаменов, я попадаю в это отделение, и хотя я с детства был пропитан этой музыкой, но именно здесь меня поражает то, чего я раньше, видимо, до конца не понимал за стенами училища – это звуки игила, пение традиционных песен, звуки хоомея... В общем я тогда влюбился в эту музыку навсегда и до сих пор очарован ею.

Вас, как коллегу-популяризатора традиционной культуры, я должен спросить: какова ситуация с восприятием национальной музыки в самой Туве? Какое ей отводится место в повседневности?

Сейчас люди поняли наконец то, что нас отличает от других культур. Поняли или начинают понимать, что удивительное по своей красоте и удивительное по своему звуковому эффекту горловое пение хоомей – это дар наших предков, и что мы должны её сберечь для последующих поколений, должны её развивать и показывать миру. Конечно же хочется ещё большего внимания и понимания к традиции от общественности и государства, но то, что сейчас уже есть, я думаю, на данном этапе уже хорошо. Надеюсь, что в скором времени через традиционную музыку и традиционную культуру мы придем и к традиционному воспитанию и этике. Хотя это должно быть дело каждого учителя, воспитателя и родителя. Конечно же восприятие национальной музыки неоднозначно, как и везде по миру, но в общих чертах можно сказать, что народ приходит к своим корням и понимает, что без национальной музыки нация – это не нация. Это искоренялось, конечно, в прошлые времена, как и везде по России, но я думаю, что сейчас все гораздо лучше, чем было. В повседневности для примера могу сказать, что зайдя в машрутное такси, можно услышать различные современные обработки традиционных песен. Ну в том числе можно услышать творения наших коллективов, как Хун Хурту и других.

Как и когда пересеклись Ваши с Хуун-Хуур-Ту пути? 

Кстати, хочу сказать что аббревиатура Хуун-Хуур-Ту неправильна с точки зрения тувинского написания, правильнее будет Хун-Хурту – что значит Солнцеворот или Солнечный Пропеллер. А написание Хуун-Хуур-Ту пришло от английского написания Huun Huur Tu. Это к слову. А пересеклись наши пути, ещё когда я работал в коллективе Ят-Ха. Это была встреча двух известных коллективов и произошло это именно заграницей. Потом когда закончилась моя карьера в Ят-Хе, меня пригласили в Хун-Хурту, с чем я с радостью согласился. И с 2006 по сегодняшний день я играю и пою в этом прекрасном коллективе.

Можно ли сказать, что Хун Хурту, являясь флагманом тувинской музыки, прославила ее на весь мир? 

Да, это можно сказать. В силу того, что коллектив много гастролировал и гастролирует по всему миру, многие узнали и узнают, что есть такое уникальное явление в музыке как хоомей, что есть такая маленькая республика где-то в Сибири. Что это никакая не Монголия, а именно Тува. Но сказать, что Хун-Хурту явились первым тувинским коллективом на Западе будет неправильно. Много было до этого выступлений ансамбля "Тыва", сольных исполнителей, таких как Геннадий Тумат, в Европе и Америке. Но именно Хун-Хурту, являясь группой поставленной на коммерческие рельсы и с насыщенным гастрольным графиком, в течение последних 25 лет поистине явилась почти единственным представителем не только тувинской традиционной музыки на Западе, но и России в целом.

Как возник проект «Чалама»?
Есть ли принципиальное отличие от Хун-Хурту? 


"Чалама" возникла как идея ещё давно. Очень хотелось соединить разные культуры в одном проекте. И со временем пришло понимание, каков должен быть проект, сколько участников и какие именно культуры будут задействованы. Мне кажется, получилось неплохо. Но впереди ещё много экспериментов и приобретения опыта, так что рано пока ещё что-то конкретное говорить. Решение воплотить это в жизнь пришло после записи моего сольного альбома с одноименным названием "Чалама". На презентации альбома в московском клубе "Дом" мы уже выступили как проект. Конечно же были репетиции до этого и создание аранжировок некоторых песен, которые вошли в альбом. Принципиального отличия с Хун-Хурту, мне кажется, достаточно много. Во-первых, это мультикультурализм, во-вторых, хотя это и традиционный тувинский материал, но сама обёртка у них другая. В-третьих, нам захотелось праздника и полного присутствия, и решено было привлечь видеоинженера, что дало интересную абстракционную окраску нашему выступлению. В общем желаю зрителю посмотреть самому и оценить, как говорится, непосредственно на месте.

Как пришла мысль инкорпорировать нетрадиционные для тюрко-монгольских народов инструменты?

Сейчас время больших перемен. В том числе и в традиционной музыке. Чтобы современнику было интереснее слушать традиционную музыку, я решил объединить разные инструменты и посмотреть, что получится. Получилось вроде нормально. Тем более, участники проекта классные музыканты и мои друзья. Сергей Калачев – бас гитара и Гена Лаврентьев – табла и скрипка.
Идея эта не нова. Она существовала еще с времен Битлз, когда они стали внедрять в свое звучание индийский ситар и экспериментировать с другими народными инструментами. И сейчас можно увидеть очень много подобных этно-проектов и называются они специальным термином world music. Много проходит сейчас фестивалей, где задействованы вот такие этно-проекты, как на Западе, так и в России тоже.

Каковы планы на будущее?

Планов много. Репетиции, записи, выступления. Как и у любого другого артиста и музыканта. Ближайшие – это выступление в Москве в Международном Доме Музыки в Театральном зале 6го февраля проекта "Чалама".

Спасибо! Четтирдим!

tyulyush.wordpress.com

1 комментарий:

  1. Casino online in Nigeria
    We use cookies worrione to improve your experiences and services gri-go.com at nba매니아 Casino Online. With the right permissions, we can help you to place more  Rating: 5 https://access777.com/ · ‎1 vote · ‎Free · ‎Android septcasino · ‎Game

    ОтветитьУдалить