Если вы хотите услышать
подлинную народную музыку старой Европы, скажем, ирландскую – вам не
обязательно путешествовать во времени и пространстве, хотя, попав под
арт-обстрел новороссийского «Требушета»,
вам частично придется это сделать. Тут дело не только в фигурах речи –
весь image de scène музыкантов способствует тому, чтобы вы ощутили себя в
подобающем контексте. Сценические костюмы, историчные музыкальные инструменты,
репертуар, да и сама исполнительская манера – все это переносит вас в иные
страны и эпохи.
Коньком «Требушета» является исполнение музыки кельтского населения Британии.
Излишне говорить, что к началу 2000-х российская (особенно московская) сцена была уже перенасыщена «ирландскими» коллективами. Причины этого культурного феномена комплексны и заслуживают отдельного исследования. Необычно то, что интерес к аутентичному исполнению этой музыки возник в сердце Краснодарского края, лет пять тому назад. Основатели «Требушета» Антон и Ганна в свое время серьезно углубились в изучение традиций старой Британии и теперь являются корифеями в своей области. Позже к ним присоединилась профессиональная скрипачка Лида. Их мастерство почти не уступает тамошним «народникам», а погруженность в британскую традиционную культуру сразу бросается в глаза. Кроме того, музыканты внедряют в свой репертуар и такие малоизвестные жанры, как sea shanties (старинные матросские песни) и English harmony singin’ (английское многоголосье), что делает их почти что носителями и совсем уж агентами этой культуры, как сказали бы социологи. Ну а мужская харизма Антона, проникновенное пение Ганны и мастерское исполнение на скрипке от Лиды делают свое дело - народ не обманешь!
«Требушет» работает не только с музыкой Нового времени, но и с инструментальными традициями западноевропейского Возрождения. Волынки, шалмеи и цветастые наряды европейских ménestriers отнюдь не создают, как нередко бывает, некоего шумового подобия старинной музыки – напротив, и музыка и репертуар здесь выверены и исполнены вполне профессионально, при этом не потеряв того истинно народного звучания, которое и должно быть присуще этой музыке (что отличает их от академических исполнителей). Что уж говорить о том, что каждой отдельно взятой музыкальной традиции соответствует свой набор музыкальных инструментов. Поистине, господа народники, вам есть, на кого равняться!
- Почему ваша группа называется именем
столь грозной метательной машины Средневековья?
- В некотором смысле наша музыка крушит города.
- В некотором смысле наша музыка крушит города.
Группа «Требушет»
Первая и
главная цель «Требушета» – это, конечно, сокрушение преград. Для этого
используются различные тактики: атака безудержным весельем, нагнетание дружеской
атмосферы, нанесение моральной пользы и причинение непоправимого урона
скверному настроению.
Вот уже более
пяти лет ансамбль «Требушет», зародившийся на берегах Черного моря в портовом
городе Новороссийске, разъезжает по городам России, врываясь в размеренную
жизнь горожан, неся с собой музыкальные традиции народов Западной Европы. Основатели
и бессменные командиры требушетного расчета Антон и Ганна, а также их верная
соратница Лида исполняют сразу несколько направлений народной европейской
музыки. Заводные танцы и лиричные баллады Британских островов (celtic music)
идут рука об руку с увесистыми и суровыми, а иногда и веселыми матросскими песнями
времен парусных кораблей (sea songs and shanties). Временами слышатся отзвуки
английского многоголосья (harmony
singing). Баллады, джиги, польки, хорнпайпы, рождественские
песни – вниманию публики представляется широкий спектр направлений и эмоций.
Кроме того, в
репертуаре «Требушета» имеется и тяжелая артиллерия: инструментальная музыка
эпохи Возрождения и музыка волынок
Шотландии, Франции, Галисии.
Вся музыка
исполняется только на специфических для данной традиции инструментах, некоторые
из которых музыканты делают в своей мастерской. Акцент делается также и на
стремлении к подлинности исполнения. Все это делает музыку «Требушета» не
только объектом эстетического удовольствия и танцевального веселья, но и важным
подспорьем в деле изучения мировой культуры и познания окружающего мира. Она возвращает
человека к народным корням, окружает магией обряда.
«Требушет»
редко использует звукоусиливающее оборудование. Ведь где бы он ни появился – в
пабе, на уличных площадях или в лютеранской кирхе – везде общение со слушателем
и зрителем происходит душевно, без «преград». Ведь все преграды уже разрушены!
-
How come your band is a medieval siege engine?
-
In a sense, our music brings down walls.
“Trebushet”
The Trebushet is in town and his primary
goal is crushing all the barriers! It will attack you with relentless fun,
smash you with positive attitude, run you over with new musical sensations!
For over five years now the band
“Trebushet” from the Russian port city
of Novorossiysk tours around the country, bursting into ordinary citizens’
lives, bringing and unleashing upon them a barrage of West European folklore.
The founders and permanent commanders of this “trebuchet” brigade Anton and
Ganna, as well as their faithful comrade-in-arms Lida, perform a variety of
European musical genres. The lively dances and lyrical ballads of the Celtic
world are accompanied by ponderous and rough yet sometimes merry sailors’
shanties of the old times. Occasionally you may even hear the sounds of the
English harmony singing. Ballads, jigs, polkas, hornpipes and Christmas carols
–indeed you are presented with quite a range of forms and formats!
Apart from that, “Trebushet” carries along
some “heavy artillery” – the European bagpipe music ranging from the French
Renaissance to modern-day Scotland.
It should be said that all music is
performed on instruments specific for each tradition. And some of them are made
in the band’s own workshop. Musicians also accentuate the genuine folkloric
playing technique. All of the above makes “Trebushet” not only an agent of the
aesthetic and not just another dance-band, but a promoter of cultural
knowledge. It brings you way back to your “bloody roots”, cloaks you with the
misteria of ritual.
The folks from “Trebushet” make little use
of the stage sound equipment. Wherever you find them – the pub, the street
platform or the cathedral – it appears that they make on-the-spot contact with
the crowd. Obviously, all the barriers have already been crushed!
Комментариев нет:
Отправить комментарий